Не Китаем единым: большой обзор иранских автомобилей

Не Китаем единым: большой обзор иранских автомобилей

После ухода европейских, американских, японских и корейских автопроизводителей вакуум на российском рынке бросились заполнять не только Китай, МАЗ и АВТОВАЗ. С весны 2023 года в салонах все чаще можно встретить машины из Ирана – страны, живущей под санкциями больше четырех десятилетий. 

Если Поднебесная завалила нас кроссоверами, то иранцы специализируются на бюджетных седанах, по цене сопоставимых с Грантой и Вестой. В первой части обзора познакомимся с Iran Khodro (IKCO), а вторую посвятим Saipa и Kerman Motor.

Особенности иранского автопрома

Иран обложен санкциями США уже 44 года без перерыва. При этом отрасль автомобилестроения по уровню доходов в бюджет страны занимает третье место после нефти и газа. Автопром приносит Ирану 10% от ВВП ежегодно.

Активное развитие отрасль получила в 1970-х по программам индустриализации производств. Были созданы совместные предприятия с мировыми концернами. Больше всего «наследили» французы: Пежо, Рено, Ситроен. После введения санкций в 1979 г. компании ушли, а иранские автопроизводители стали выпускать продукцию под собственными брендами. За 40 лет изоляции промышленность перешла от копирования европейских технологий к полному циклу производства.

Больше 80% машин на дорогах Ирана – местные марки. До 2018 года емкость внутреннего авторынка была 1,3 млн авто в год, после очередного пакета санкций она упала до 700 - 800 тыс., и сейчас правительство ставит цель нарастить производство с 900 тыс. до 1,2 млн и выйти на 1 млн реализуемых автомобилей в год. Невостребованные на внутреннем рынке машины Иран экспортирует в страны Ближнего востока и СНГ.

«Автомобильный голод» в России спровоцировал волну интереса иранских производителей. В январе 2023-го глава автоконцерна Iran Khodro Мехди Хатиби заявил, что компания планирует ввезти и реализовать в России пробную партию – 2 тыс. седанов эконом-класса. В феврале представители Saipa рассказывали о планах по продаже более 20 тыс. машин в год, а в итоге подписали контракт на экспорт 45 тыс. авто. В июне о намерении выйти на российский рынок сообщил Kerman Motor.

Часть первая: персидский «скакун» Iran Khodro

Машины Iran Khodro Industrial Group (IKCO) можно узнать по шильдику с головой лошади. Бренд является крупнейшим производителем не только в Иране, но и на Ближнем Востоке и в Северной Африке. Основной партнер концерна по легковым автомобилям – Peugeot, а по грузовикам и автобусам – Mercedes-Benz. Компания уже пыталась покорить российский рынок в начале двухтысячных. Неприхотливый седан Samand, созданный на базе автомобиля Peugeot 405, успешно конкурировал с популярными тогда Daewoo Nexia, моделями Lada и первыми китайцами. Продажи снизились в 2008 году из-за экономического кризиса, а в 2009-ом компании пришлось остановить их совсем: с 1 января 2010-го в России начинал действовать экологический стандарт Евро-4, которому должны были соответствовать все новые легковые машины. Саманд им не отвечал.

Tara: бюджетная машина с «автоматом»

Вернуться IKCO решил с новинкой бренда 2021 года – компактным седаном Tara. Он построен на платформе PSA PF1, которая в свое время использовалась в Peugeot 301 и Citroën C-Elysée испанской сборки. По длине машина превосходит Lada Vesta NG, но уже и ниже ее. Габариты Тары 4519 x 1748 x 1466 мм при колесной базе 2652 мм. Клиренс тоже оставляет желать лучшего – всего 125 мм. 

Внешне машина выглядит современно, но экстерьер напоминает о французском прародителе 2013-го года. Оформление салона подчинено идее разумной экономии: комфортно вряд ли будет, но и некомфортно – тоже. Из достоинств машины отмечают просторный задний ряд и вместительный багажник объемом 640 л.

Под капотом не менее экономно: бензиновая «четвёрка» 1.6 (113 л.с., 144 Нм) тянет машину неспешно, но уверенно. Двигатель маркируется как TU5 и относится к семейству моторов PSA. ДВС французской сборки с такой маркировкой зарекомендовали себя очень надежными. Иранские собирают из локализованных комплектующих, и их конструкция была усовершенствована при помощи системы автоматического регулирования фаз газораспределения CVVT. Трансмиссию можно выбрать: доступны пятиступенчатая «механика» или – то, чего так не хватает тольяттинским машинам! – шестиступенчатый автомат по лицензии Aisin.

В максимальной комплектации будут 4 эйрбэга, круиз-контроль с функцией ограничения скорости, камера заднего вида с парктроником, датчики света, дождя и самые базовые ассистенты вождения. Из удобств для комфорта – бесключевой доступ, медиасистема, частичная электрификация передних сидений, кондиционер и подогрев для всех пассажиров.

Пока эксперты называют машину морально устаревшей, покупатели голосуют за дешевый седан рублем. Iran Khodro не имеет официальных дилеров в России, поэтому цены на Tara не фиксированы. Диапазон совпадает с линейкой АВТОВАЗ: в объявлениях машины стоят от 1,1 - 1,2 млн. руб. за базовые модели до 1,6 - 1,7 за комплектации с АКПП.

А Samand привезут?

Владельцы иранской «рабочей лошадки» в двухтысячных с теплотой вспоминают неприхотливость и отсутствие поломок у машины. По данным Автостата, из 12 тысяч реализованных авто десять с половиной до сих пор бегают по российским дорогам. В обсуждениях Tara часто звучит мысль, что лучше бы привезли Саманд. Ну, это вполне возможно! Машина выпускается до сих пор, хотя модель вышла в серию еще в 2001 году и была модернизирована в 2010-ом. Эту версию Иран показывал на Московском автосалоне - 2011. «Тележка» у нее старенькая, от Peugeot 405, моторная гамма богатая, от 1,6 до 1,8 л, есть даже версии с газобаллонным оборудованием. А вот трансмиссия, наоборот, безвариантная – пятиступенчатая МКПП.

Есть в семействе Самандов и более новые модели. Сошедший с конвейера в 2007 г. Soren похож на рестайлинговую версию отца-основателя Samand. В 2015 году вышел уже рестайлинг Сорена – седан Dena, а чуть позже появилась его модифицированная версия Dena+.

«Старичок» Саманд на родине стоит, в пересчете на российскую валюту, менее 500 000 руб., а его потомки – от 550 000 до 750 000 руб. Даже с учетом ввозных пошлин они могут составить конкуренцию Лада Гранта, которую АВТОВАЗ планирует снять с производства в ближайшие 2-3 года.

Малыш Runna

Еще один – шестой! – седан компании IKCO относится к классу субкомпактных автомобилей. Он спроектирован на базе Peugeot 206 и выпускается с 2011 года. По габаритам автомобиль совсем маленький: 4292 x 1655 x 1453 мм, колесная база – 2445 мм. Внутри тесновато и узковато, но клиренс порадует российских автолюбителей – аж 180 мм!

На внутреннем рынке доступны 2 варианта четырехцилиндровых двигателей: объем бензинового 1,6 л, а газового – 1,7 л. Трансмиссия – «механика». Системы безопасности – минимальные: АБС, подушки. Но и ценник на родине в полтора раза ниже, чем у Tara.

Продолжение читайте в следующей части обзора.